Красноярский район

Кузница мужества

Возвращение солдата домой. Долгожданный, радостный, важный, волнительный момент. Чеканный уверенный шаг, открытый взгляд, одет с иголочки, а в незримой копилке – сила и мужество. Другой человек – русский солдат навеки.
Можно бесконечно говорить о плюсах и минусах службы в армии. Но острие армейской службы вытачивает из «зеленого» юнца крепкую личность. Армия «замешивает раствор» монолитного плеча -щита,оберегающего свою семью и свою Отчизну. И какое это, наверное, счастье, когда «гражданка» наконец раскрывает свои объятья! Позади уставная, жесткая суровая, но такая полезная армейская колея, впереди-множество широких увлекательных дорог!
Сегодня в фокусе нашего внимания – служивые люди, перед которыми на данном рубеже их жизни стоит стратегическая задача – они командиры на вверенной им административной территории. Итак, воспоминаниями о военной службе делятся главы поселений нашего района.

Волжский. Фадин Виталий Юрьевич:
«Я родился в семье военнослужащего в селе Балашейка Сызранского района. Военным мечтал стать с детства.В 1977 году окончил школу в родном селе и вместе с семьей переехал жить в Самару. Год работал на моторостроительном заводе имени Фрунзе и в 1978 году призвали на службу во внутренние войска. В те времена редко у кого возникало желание скосить от армии. Считалось, ни одна девчонка не будет дружить, если ты не проходил военную службу.

Меня направили в закрытый город Свердловск - 44. Закрытые города возникли и стали развиваться в послевоенное время, с началом «холодной войны» между СССР и западными странами. Они не имели названий и скрывались под кодовыми обозначениями: Арзамас-16, Челябинск-70, Красноярск-26 и др. Закрытые города были созданы для выполнения особо важных государственных программ, связанных с укреплением обороноспособности страны. О характере работы нельзя было ни писать, ни говорить. Статус города они получали на основе секретных указов. Наша воинская часть охраняла Свердловск – 44 и важные государственные объекты в нем.
Отслужив год срочной службы, написал рапорт и поступил в военное училище внутренних войск города Ленинграда. 4 года учебы пролетели очень быстро. В 1982 году во время своего очередного отпуска домой я женился и вернулся в Ленинград уже вместе с супругой.
В 1983 году, окончив военное училище в звании лейтенанта,для прохождения дальнейшей службы был направлен в город Горький (ныне Нижний Новгород). 11 декабря 1994 года началась первая кампания по восстановлению конституционного порядка в Чечне.За период регулирования ситуации в республике 3 раза был в служебных командировках в «горячих точках».Не обошлось без ранения и контузии...
За время службы поменял семь гарнизонов. В 1996 году вместе с семьей, супругой и двумя сыновьями вернулись в Самару. Здесь получил назначение на должность заместителя командира полка внутренних войск. А в 2000 году по состоянию здоровья был вынужден уйти на пенсию».
Служба, длиной в 23 года, от солдата по подполковника. Почти как в давние времена, когда мужчин ждали по 25 лет…
За достойное выполнение воинского долга Виталий Юрьевич награжден многочисленными медалями и знаками отличия, среди которых имеются две государственные награды - медаль Жукова и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, которую по указу Президента ему вручал командующий внутренних войск.
(Благодарим за помощь в подготовке материала о В.Ю. Фадине Симу Погосян).

Хорошенькое. Паничкин Сергей Александрович:
«В 1984 году я учился на первом курсе Куйбышевского сельскохозяйственного института. Из-за нехватки личного состава в рядах Вооруженных Сил СССР М.С. Горбачев издает Указ о призыве в ряды СА студентов. Весь второй семестр нас готовили к службе. После сдачи весенней сессии практически весь наш курс, примерно 100 человек, «отправили под барабан». И вот, «Прощание славянки» провожает нас в неизвестный путь. Эшелон охранялся вооруженным караулом,и мы недоумевали -запрещено было практически все. Всех, кого знал, оказались в других вагонах. Поняли, что нас везут на восток, только на остановке в Оренбурге. В Ташкенте нас переформировали и опять двое суток в пути по «железке».
Пунктом нашего прибытия оказался г. Новаи. Часть, где я проходил курс молодого бойца,находилась в очень мрачном месте, в глубоком каньоне, в километре от асфальтобетонного завода. И понеслось - гонки, муштра, недостаток пищи. 9 декабря 1985 года я принял присягу, и меня отправили в учебное подразделение под Ташкентом в голых сопках, недалеко от станции Дарбада, что значит «ворота». «Ворота домой» – в непосредственной близости от части, проходило ж/д полотно – из Узбекистана в Россию. А это было время разгара афганской войны…
Наша часть была режимной, показательной на всю дивизию, которая располагалась на трех республиках бывшего СССР: Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. Работали с нами до изнеможения. Подъем - 6.00, отбой – 22.00 ч. Итак 6 месяцев. В мае 1986 года мне присвоили звание сержанта, и я должен был вернуться в Новаи. Но волей случая я остался в учебном полку и прослужил еще 1,5 года, готовя молодых новобранцев. Одно время сержанты полка даже готовили афганский «Царандай». Это была их милиция. Но нам доверяли только строевую. Остальное выполняли боевые офицеры.
Да, службу нести, не лапти плести. Это трудная, но очень ценная, цементирующая, дистанция в жизни. Я благодарен нашим офицерам, которые не жалея сил и средств, обучали нас, закаляли сталь нашего характера.
Демобилизовался в ноябре 1987 года в звании старшина ВВ. Вернулся в институт. А через два года снова пришлось надеть шинель и сапоги. После окончания военной кафедры нас отправили в «Тоцкие лагеря» на стрельбы и сборы. Это под городом Тоцк, где была испытана первая советская атомная бомба. Тоже, признаться, мрачноватое место. Сборы проходили под открытым, хмурым осенним небом.Но настроение у всех было отличное. У всех курсантов были за плечами казармы и плацдармы, и солдата подобными трудностямb не испугаешь…».

Мирный. Сергей Ефимович Сидоров:
«Родился я в Тамбовской области. В 1988 году окончил Рязанский радиотехнический институт. Военнослужащих после института, как правило,далеко служить не отправляли. Мне пообещали Московский округ ПВО. Я был рьяным футболистом, повредил мениск, попал в госпиталь. После операции, сразу пошел в военкомат. «Дорогой, ты опоздал, поедешь, в Хабаровскую армию»…Тогда взять билет в Хабаровск было настоящим подвигом…
…Приехал во Владивосток, край света, Японское море рядом. Нашел здание 23 штаба корпуса ПВО. Захожу в кабинет, три полковника сидят, за ними большая карта СССР. Ну что, лейтенант, куда бы ты хотел поехать? Не оборачиваясь: «Поедешь вот сюда, в Тимофеевку, от Владивостока всего 400 км».
Огромная влажность, тайфун, морось. Только на 5-ый день пребывания в аэропорту самолет полетел к месту службы …Тимофеевка оказалась военным городком, в котором дислоцировалось 58 частей - около 20 000 военнослужащих, в основном морские части. Гражданское население составляло примерно 3000 человек.
Я подхожу к 4-этажному зданию дома офицеров флота, смотрю - листочек из тетрадки в клеточку, и надпись: «К нам приезжает «Ласковый май». Подумал, шутка. Оказалось, правда. Моряки, возвращаясь из дальнего плавания, получая годовую зарплату, могли себе позволить приглашать самые популярные коллективы, или самим слетать на концерт в любую точку страны. Военторг работал прекрасно.У нас в Рязани в те годы продукты выдавали по карточкам. А здесь в магазинах было все, что душе угодно.
Природа очень живописная. Весь Приморский край в сопках, отвесные скалы, омываемые японским, очень чистым морем. Разнообразие зверей, птиц, рыб. Наша квартира находилась в 200 метрах от моря.
Я служил в радиотехническом полку, осуществляющим контроль за воздушным пространством. Наш батальон располагался на сопке, 830 метров над уровнем моря. Облака были ниже нашей позиции, поднимаешься, как на самолете.
В Приморском крае я прослужил до 1999 года. А потом поступил в Военный университет имени маршала Советского Союза Жукова Г.К. в г.Тверь. В 2001 году распределен в п. Мирный, в радиотехническую бригаду № 36.Закончил службу в 2013 году в должности начальника штаба-заместителя командира радиотехнической бригады. Это, к слову, самая большая территориально и по количеству подразделений бригада в стране. Ее подразделения стоят в разных городах России».
Подполковник Сергей Ефимович Сидоров награжден медалями «За отличие в военной службе» I, II, III степеней.За выполнение боевой задачи и участие во Всероссийских учениях 2012 на государственном полигоне «Ашулук» в Астраханской области, награжден медалями«За боевую доблесть» I и II степеней.

Новосемейкино. Владимир Ильич Лопатин:
«Поступить в строительный институт сразу после школы не получилось. Чтобы не терять впустую год, пошел учиться в ПТУ на авто-слесаря. И видимо, приобретенные технические знания, предопределили мою армейскую судьбу - меня направили в военно-морской флот, на подлодку.
В мае 1969 года я прибыл в военно-морской гарнизон, один из учебных отрядов, базирующихся во Владивостоке. Через полгода мой путь уже лежал на север, в Видяево, закрытый поселок на Кольском полуострове. К слову, известный всему миру после гибели подлодки «Курск». От Видяево до Мурманска по прямой - 45 км. Дорога все время виляет между живописных сопок.
Я служил на подводной лодке в должности старшины команды. 3 раза ходили в длительное автономное плавание. Часто даже не знали, какой океан мы сейчас бороздим. На берег поднимались редко. Например, в Александрии. Мы, совершали культпоход, правда, как и полагается, под конвоем. Помню нас, бледных, месяцами не видящих небо моряков, просто ослепило южное солнце. И еще было очень не привычно видеть классовый контраст, убогие нищие кварталы на фоне богатых шикарных дворцов. У нас- то тогда в СССР все были относительно равны. Товары диковинные по тому времени для советского человека купили – необычные зажигалки и переводные наклейки.
В экипаже у нас было свыше 100 человек. Дедовщины и призрака не было. Подводная лодка – единый механизм.И все мы зависели друг от друга. Помню, как-то забрались мы, скорее всего, в чужие воды. Команда – «срочное погружение на предельную глубину, стоп моторы». Слышим, бомбят сверху. Два часа сидели, не шелохнулись…
Да, сознание в армии меняется, взрослеет. Ты начинаешь видеть жизнь более глубоко, и крепче стоишь на ногах, когда штормит житейское море».

Большая Каменка. Георгий Аркадьевич Матвеев:
«Моя служба началась в Тбилиси, в первом учебном гвардейском полку. Здесь я получил воинскую специальность -разведчик. Потом по распределению попал в отдельный горный батальон специального назначения воздушно-десантных войск. Батальон наш был преимущественно мусульманским. Из 600 человек – 100 русские и хохлы. Остальные чеченцы, азербайджанцы, туркмены, киргизы, узбеки. Но как-то на этом внимания не заостряли, и отношения было относительно ровным.

Армейские преграды, а они были не из простых, преодолевали сообща. Представьте, прохождение «тропы разведчика» - 2, 3 километра, сначала просто бежишь, потом ползешь под колючей проволокой, преодолеваешь ров с водой, потом идешь по канату, потом по веревке в горы…Да, есть что вспомнить.
Но, все же больше всего впечатался в память ночной прыжок с парашютом с самолета АН-2 с высоты 1000 метров. В небе светло. К земле приближаешься, как будто во мрак окунаешься – темень, ничего не видно. Пришлось автомат бросать, чтобы землю нащупать, а его надо из запаски вынуть, расшнуровать…А параллельно думаешь, как парашют развернуть, чтобы ногами лететь, делаешь в небе кульбит. А иначе можно и позвоночник переломить…
Но в таких экстремальных случаях, учишься стремительно мыслить, действовать четко, самостоятельно. Да, армия это экстрим, длиною в два года. Но подобная встряска выкидывает из головы многиеглупости, делает из маменькиных сыночков мужественных солдат. Человека, закаленного армией, гораздо труднее сломать».

Большая Раковка.Иван Петрович Антропов.
«Мне довелось служить в Москве, в главном управлении внутренних войск МВД СССР, которое поддерживало связь со всеми внутренними войсками страны. Я был командиром отделения в транспортной роте, возил личный состав. Нам очень повезло с офицерским составом: полковник Мамонов, полковник Гардо, подполковник Виноградов, подполковник Виталин и другие. Это были умнейшие,кадровые военные. Перенимать их знания и опыт – огромная честь.

Весь офицерский состав полка провожал нас на дембель. И даже наш генерал проехал мимо, честь отдал. Такое помнишь, как будто было вчера, всю жизнь.
А еще очень врезались в память слова замполита роты, старшего лейтенанта Дайнеко. Как-то я с ним играл в шахматы, за меня болели сержанты, рядовые. А служили мы, бок о бок, дружно,хохлы и русские. И вот Дайнеко так серьезно намговорит: придет время,и будете лежать в окопах… по разную сторону… Мыдаже представить подобное не могли. Шел 1976 год. …И, видимо, уже тогда целенаправленно вдалбливали клин в монолит Союза и трещинки уже шли. В 1991 году я понял, что слова нашего замполита родились не из пустого звука…».

Ермолаев Александр Васильевич. Председатель Собрания представителей сельского поселения Большая Каменка. Проходил службу с 1982 по 1984 год во внутренних войсках.
Из архива «Красноярских новостей»:
Для сотрудника Красноярского РОВД, майора милиции А.В. Ермолаева одним из серьезных испытаний явилась командировка в Чеченскую республику, где наши милиционеры вошли в состав временного отдела внутренних дел Виденского района. Одно дело точно исполнять свои прямые обязанности. Но когда ты отвечаешь за жизнь подчиненных, это совсем другая нагрузка.
Старший участковый уполномоченный Ермолаев возглавлял один их поселковых отделений милиции Веденского района. Под его началом было 14 сотрудников милиции и более 35 солдат внутренних войск. Задача была одновременно и простая и сложная – обеспечить безопасность подъездных путей к Ведено. Три месяца напряженной службы в Чечне позади. Отряд Красноярского РОВД вернулся домой в полном составе. А.В.Ермолаев привез домой благодарственные письма и государственные награды, знаки отличия «Участники боевых действий за службу на Кавказе».
Да, мужество русского солдата испокон веков служит надежным бастионом государства российского. И именно сила духа наших воинов - основной порох грозного оружия в обороне отчизны!
С праздником, дорогие мужчины!
Прошли ли вы экстренную школу храбрости и выносливости в армии, или сама жизнь закалила ваш характер огнем и медными трубами, мы, представительницы слабого пола, уверены, что вы всегда крепкой стеной встанете на нашу защиту!
Но, пусть все же,сила и смелость вам служат только под мирным небом!
Светлана ШУСТОВА. Фото из архивов героев публикации.
Теги

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий:

Информация

Сообщаем Вам:

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.

Экспертиза выполненного проекта, как принято считать, упорядочивает пресс-клиппинг.

Яндекс.Метрика

Партисипативное планирование без оглядки на авторитеты изменяет культурный бренд.