Красноярский район

Не сломленная воля к жизни

Сегодня мы расскажем о женщине с непростой судьбой — Максимовой Софье Петровне. Маленькой девочкой она стала узницей фашистских концлагерей. Её судьба волнует трагическими картинами пережитого, невозможно без слез слушать воспоминания о тех страшных днях.

Софья Петровна родилась в 1933 году в д. Горки Гатчинского района Ленинградской области. Её девичья фамилия - Мулло (семья имеет финские корни). Софья жила с мамой, двумя братьями 11 и 13 лет и сестрой 16 лет. Отец умер еще до войны в 1937 году. Мама работала в Ленинграде на Варшавском вокзале.

Когда началась война, и фашисты были уже на подступах к Ленинграду, жителям деревни Горки было приказано уйти в лес. В основном это были женщины и дети, мужчин призвали на фронт. Некоторое время жили в землянках. Родители, чтобы прокормить детей, уходили искать пропитание: собирали картошку в полях. Многие не вернулись, были расстреляны фашистами. Через некоторое время вышел приказ возвращаться по домам. Пока добрались до деревни, наши войска отступили. Людей загнали в окоп. Ни днем, ни ночью из него нельзя было выходить. На вторую ночь пришли немцы. Кто-то из них бросил гранату в окоп. Много людей погибло. Несколько дней находились в окопах вместе с ранеными. Есть было нечего. На другой стороне окопа находилась немецкая полевая кухня. Никогда не забыть Софье Петровне запах тушенки, банки из-под которой немцы выбрасывали в кусты.

Через несколько дней фашисты заставили всех выйти из окопа. Как вспоминает Софья Петровна: «Погнали нас в Гатчину за колючую проволоку, а оттуда на вокзал и усадили в «телячьи» вагоны»».

По дороге потерялась старшая сестра. Приехали в Эстонию. При высадке обнаружили, что нет брата 11 лет, его убили. В вагонах всех заставили лечь на пол рядами. Было очень холодно. Мама спала в середине. Ночью она умерла. Не смогла выдержать потери детей. Софья Петровна помнит, как проснулась от тяжести маминой холодной руки. Софья пыталась ее разбудить, но брат сказал: «Маме не холодно, она умерла». От пережитого горя, воспоминания о последующих событиях стерты. Неизвестно, где похоронены мама и брат, но Софья со старшим братом пытались найти их могилки, минуя немецкую охрану. Слава Богу, остались живы. Утром следующего дня детей без родителей отправили в концлагерь Пюллкюла, а через некоторое время в другой — Клоога. Там детям повесили фанерные таблички на шею с именем, фамилией, датой рождения и отправили в Финляндию на пароходе. Привезли в детский приемник, откуда помещики брали себе помощников по дому. Софья попала в семью, где было двое детей. Она помогала прислуге, и эти люди хорошо к ней относились. Там Софья прожила с 1943 по 1945 год. В январе 1945 года всех советских детей отправили на Родину.

Мулло Софья попала в Тверскую область в Калининский сельский детский дом. Воспитанники трудились в совхозе имени Сахарова. В Калинине Софья Петровна окончила 7 классов и хотела поступить в вагоностроительный техникум, так как там училось много знакомых по детскому дому. Но в паспорте стояла отметка о 58-й статье УК РСФСР (измена Родине) и Софье было отказано в приеме документов. Как 12-летняя девочка могла изменить Родине, не понятно. Но в те годы всем военнопленным и узникам концлагерей ставили эту статью. Софья Петровна поступила в другой - Калининский индустриальный техникум. Потом по распределению попала в Архангельскую область. Там Софья Петровна познакомилась с будущим мужем — Максимовым Виктором Ефремовичем.

В 1951 году Максимовы переехали на постоянное место жительства в Новосемейкино. Много лет они проработали на радиостанции имени Попова. Софья Петровна — 39 лет, Виктор Ефремович — 57. Софья Петровна была диспетчером щита управления в подземном техническом здании, а после ухода на пенсию еще 10 лет работала в котельной радиостанции. Много наград и трудовых поощрений имеет Максимова С. П.: медаль «Ветеран труда», знаки «Победитель соцсоревнований» 1973 и 1978 годов, грамоты и благодарности от руководства станции.

Много историй выслушали мы о судьбах людей, опаленных войной. Что ни воспоминание, то еще один рассказ о боли человеческой души, еще одна страница жизни русского человека, стойкого перед лицом суровых испытаний.

Палачи фашистских концлагерей были дьявольски изобретательны в способах физического мучительства и морально-психологического унижения человека: непосильный труд, голод, карцеры, травля собаками. Все делалось для того, чтобы вытравить в узниках все человеческое, подавить волю к сопротивлению. Но не удалось фашистам сломить волю русского народа, стремление жить свободными, бороться с мучителями до последней капли крови. Картины этой борьбы с испытаниями и мучениями проходят перед глазами. Никакие годы не зарубцуют раны миллионов человеческих сердец.

Альбина БИРЮКОВА.

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий:

Информация

Сообщаем Вам:

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.

Экспертиза выполненного проекта, как принято считать, упорядочивает пресс-клиппинг.

Яндекс.Метрика

Партисипативное планирование без оглядки на авторитеты изменяет культурный бренд.