Красноярский район

Армейские дороги подполковника Тарасова

У солдат и офицеров, исполнивших интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, есть такое выражение: «Мы ушли из Афганистана. Он из нас – НИКОГДА!» В этих словах суть воинского братства. Сегодня, накануне 30-летия вывода советских войск из Афганистана, у ветеранов той необъявленной войны также свежи воспоминания, потому что они в горной республике не просто воевали, отстаивая интересы Советского Союза, они испытали самые горькие минуты, когда погибали их товарищи…

На петлицах подполковника Алексея Ивановича Тарасова человек, даже далекий от армейской жизни, узнает знак автомобильных войск. Универсальная профессия! Конечно, на «гражданке» Тарасов легко мог бы возглавить любое автопредприятие. Но на военную службу его привлекло армейское братство и взаимовыручка…

Есть еще одна особенность семьи Тарасовых. Два брата Алексея Ивановича также были кадровыми военными.

Если взять «жизненный путевой лист», то у Тарасова выявится большая география: от «южных морей» (служба в городе Майкоп Северо-Кавказского военного округа) до «северных окраин СССР» (поселок Печенга Мурманской области). Довелось послужить Тарасову и в Забайкальском военном округе…

Как оказалось, «автомобильные артерии» надо было налаживать и в Демократической Республике Афганистан. Именно от работы автомобильных служб во многом зависело положение советского венного контингента на афганской земле. И майору Тарасову (в тот момент Алексей Иванович был именно в этом звании) была предложена «командировка» на войну.

Заканчивался 1981 год. В армейских кругах была информация о сложившейся ситуации в Афганистане. Но о реальных проблемах наши военные узнавали, прибыв на место.

- Когда ты дал военную присягу, то приказ становится смыслом жизни. И, если ты профессионал, то должен выполнить возложенную на тебя задачу, - делится точкой зрения А.И. Тарасов. - Поэтому, получив такую «бумагу», я сосредоточился на поставленной задаче…

А дело было необычным с первого дня.

Майору Тарасову было предписано прибыть в пункт назначения в… гражданской одежде. 2 января 1982 года Тарасов оказался за границей СССР.

А местом его «командировки» стала провинция Хост с одноименным региональным городом, хотя до понятия «город» этому населенному пункту в современном понимании было далеко. Начиная с грунтовых дорог, глинобитных построек и т.д. Более того, это была приграничная зона с Пакистаном, а сам Тарасов превратился в «кадрового военного вооруженных сил демократической страны». Это конкретно касалось его полевой формы…

Провинция Хост контролировалась афганскими национальными войсками, которых надо было научить воевать. Соответственно и «поставить на колеса» имеющиеся подразделения. Так А.И. Тарасов стал военным советником 25 пехотной дивизии ДРА. Советских военных специалистов было всего несколько человек на всю дивизию…

На вопрос, чувствовал ли себя он себя «советским Джеймсом Бондом», Алексей Иванович ответил так:

- Реальные боевые действия кардинально отличаются от экранных образов. Моя задача была обучать афганских солдат: от самых элементарных приемов службы до восстановления техники. Ведь они даже понятия не имели, что из двух поврежденных машин в условиях боя можно скомплектовать действующий аппарат и вырваться из кольца окружения, например… Важно было вернуть с поля боя как раненых, так и тела погибших товарищей… Это самое горькое, что оставил в моем сердце Афганистан… Ведь моджахеды буквально охотились «за головами» наших военных, получая за это «кровавые гонорары». А еще Афганистан стал плацдармом для апробирования мирового оружия.

Не буду говорить про переносные зенитно-ракетные комплексы. Об этом сказано очень много. Мой товарищ майор Алексей Васильевич Цмокно получил смертельное ранение, подорвавшись на прыгающей итальянской мине. Его трагическая гибель для меня лично стала большой утратой…

Скорбную миссию сопроводить «груз 200» было поручено Тарасову. Полет на грузовом Ан-12 стал завершением двухгодичной афганской командировки. Финальной точкой стало сельское кладбище под городом Белая Церковь на Украине.

По словам Алексея Ивановича, самые трудные минуты он испытал на родине своего товарища, когда родные просто не хотели верить в гибель дорого им человека. Даже хотели вскрыть цинковый гроб…

К слову сказать, «черный тюльпан», а именно так именовали самолеты, пере- возившие погибших, в этот рейс возвращал на «большую землю» 11 погибших солдат и офицеров.

Армейская судьба для А.И. Тарасова завершилась в 1990 году в Ленинградском военном округе. В звании подполковника Алексей Иванович уволился из Вооруженных сил и ушел в запас.

После стольких перемен мест Тарасова потянуло на малую родину. Последние годы он живет в Красном Яре. Очень много времени уделяет общественной работе в районном Совете ветеранов.

В значимые для Вооруженных сил дни он примеряет парадную форму, на которой есть несколько особых для Алексея Ивановича наград - орден «Знак Почета» (СССР), орден «Звезда» III степени (ДРА), медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»  (ДРА). Юбилейная дата вывода советских войск из Афганистана – один из таких дней…


Виктор ШЕВЦОВ. Фото автора.

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий:

Информация

Сообщаем Вам:

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.

Экспертиза выполненного проекта, как принято считать, упорядочивает пресс-клиппинг.

Яндекс.Метрика

Партисипативное планирование без оглядки на авторитеты изменяет культурный бренд.