Красноярский район

«Я долго шел к тебе, дед…»

Начиная свои документальные поиски по различным архивам А.В. Рыгалов даже предположить не мог, что это станет особым делом его жизни. Теперь он регулярно в свои отпускные дни выезжает с личным оборудованием и присоединяется к поисковикам «Вахты памяти», которая ежегодно собирает в Калужской области на местах боев неравнодушных людей, которые из небытия возвращают имена солдат Великой Отечественной войны и отдают останкам героев военные почести.

Дадим слово самому А.В. Рыгалову:

«Начиная поиски, я думал, что довольно быстро найду какие-нибудь сведения в архивах, Книге Памяти. Написал в Подольский архив министерства обороны. Ответ был коротким и категоричным: «Сведения о красноармейце Чуйкине Федоре Ефимовиче, 1904 года рождения, отсутствуют». Тогда я начал искать данные с призыва на фронт. Спасибо работникам Пугаческого РВК (а именно оттуда призывался дед), они
дали первые направления поиска: в похоронке значилось, что мой дед погиб 19 января 1942 года у села Озернинское Орловской области…

Поиски выявил много интересного. Это и административные изменения (эта территория перешла из Орловской области в Калужскую), и то, что я сам проходил срочную службу в этих места! Представляете мое волнение и гордость: дед защищал эту землю в Великую Отечественную войну, а я охранял мирный покой этой земли! Здесь недалеко, в Козельском районе, прошла моя служба в автомобильном взводе!

И начались сборы в дорогу. Я все хотел увидеть своими глазами - глазами взрослого человека.

Дорога была дальняя – Тульская, Калужская области. С первых дней поразило количество памятников, стел, обелисков – до сих пор все проникнуто памятью о той страшной войне!

И вот я в Ульяново – районном центре Калужской области. В военно-патриотическом отделе местной администрации меня приняли радушно. А по дате похоронки специалисты помогли мне очень точно определить место последнего боя моего деда, так как сохранились копии сводок боев.

Это было страшное время, когда в небытие уходили целые воинское подразделения, а у редкого из солдат были именные жетоны…

В администрации мне объяснили, что дед был захоронен в «санитарном захоронении» - это когда поисковики поднимали из земли целый «безымянный полк» и перезахоранивали останки. Находилось это захоронение в селе Уколица, недалеко от сел Озерна, Железнинский, Сорокино.

Чувства переполняли меня, когда я туда поехал.
За братской могилой ухаживают ученики местной школы во главе с директором Алексеем Александровичем Серовым. Я стоял и смотрел на этот ухоженный памятник, и на душе было неописуемое чувство спокойствия и удовлетворенности: «Я долго шел к тебе, дед. И вот, наконец, нашел, добрался, отблагодарю и помяну, как смогу…»

В этот же день на памятнике появилась еще одна надпись – «Чуйкин Ф.Е». К сотням погибших бойцов из небытия была возвращена еще одна судьба. Я возложил венок, рассыпал над могилой горстку родной земли, привезенной с места возле калитки, откуда дед ушел на фронт… Цепь истории восстановилась!

Уезжая из Уколицы, поблагодарил директора школы, учителей и учеников за их уважение к памяти погибших солдат, за образцовое содержание памятника.

Испытывая огромный душевный подъем, захотелось принять участие в «Вахте памяти», которая проходила в соседнем селе Заречье. И здесь я воочию увидел, как ведутся раскопки, что уже найдено и какие планы у этих замечательных людей… К счастью, у меня с собой был полный походный вариант: палатка, лопата, пила, топот, кухонная утварь. В общем, все необходимое для полевых работ… Так я стал членом поискового отряда «Гвардеец» г. Козельска Калужской области.

Отправляясь в поездку, я мечтал, привезти для местной школы на своей малой родине (село Грачевый Куст Саратовской области) какие-нибудь экспонаты.
Работа поисковиков - это строгий и тяжелый труд. За смену «перелапачивается» до тонны грунта, при этом надо соблюдать технику безопасности, так как земля нашпигована остатками боеприпасов.

В первый день мне удалось раскопать два фрагмента от реактивных снарядов «Катюш», гильзы и патроны… Так началась моя поисковая деятельность.Можете представить чувство удовлетворения, когда в первой для меня «Вахте памяти» состоялось торжественное перезахоронение 600 (!) с лишним останков советских солдат!

Я стоял в общем ряду поисковиков – взрослых людей с орденами и медалями. А где же молодые ребята, которым этот пример был бы наглядным подтверждением боевого подвига? И я понял, что военные экспонаты могут стать «мостиком» между поколениями.

Свое обещание привезти военные экспонаты для школьников я выполнил. Все упаковал в картонные коробки, даже захватил горстку калужской земли, политой кровью наших солдат.

Все это в торжественной обстановке я передал ученикам моей родной школы. Я видел радостные одухотворенные лица ребят, для которых мой рассказ о войне оставил сильное впечатление…»

* * *
Как отметил А.В. Рыгалов, каждый поисковик мечтает «поднять своего солдата» - это когда ты открываешь имя пропавшего без вести красноармейца. Такой пример есть и у Рыгалова.

- В одном из раскопов, - с волнением говорит Александр Васильевич, - я обнаружил останки двух бойцов - один именной. И это мой первый именной солдат из шести поднятых. И в следующем году потомки этого солдата, а его имя - Иван Савельевич Чудов, пройдут в «Бессмертном полку», гордо неся портрет своего деда! Он возвращен в общий строй героев!

На этом «Вахта памяти» для А.В. Рыгалова не завершилась. В сентябре он опять отправляется на героическую калужскую землю. Война ведь не закончена, если не похоронен последний солдат!

Записал Виктор ШЕВЦОВ.
Фото из архива Александра РЫГАЛОВА.
Теги

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий:

Информация

Сообщаем Вам:

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.

Экспертиза выполненного проекта, как принято считать, упорядочивает пресс-клиппинг.

Яндекс.Метрика

Партисипативное планирование без оглядки на авторитеты изменяет культурный бренд.